Визитка сетевого учебного проекта "Моя семья - моё богатство!"


Информация об авторе проекта
ФИО Ховрычева Жанна Анатольевна
Город, область  Санкт-Петербург
Номер или название школы  ГОУ лицей № 179
Информация о проекте
Название проекта  Моя семья - моё богатство!
Девиз, слоган, цитата  "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" Л.Н.Толстой
Краткая аннотация  Сетевой учебный проект «Моя семья – моё богатство» может быть использован как первый вводный проект для учащихся 1-2 классов. Данный сетевой учебный проект проводится во время изучения раздела «Твоя семья и друзья» в рамках изучения предмета «Окружающий мир» ОС «Школа 2100», а также других УМК и основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное чтение», «Русский язык», «ИКТ», «ИЗО».
Основная цель   проекта:  формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысит интерес ребёнка к семье, её традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.
Предметная область  окружающий мир
Межпредметные связи  литературное чтение, русский язык, технология (ИКТ), ИЗО
Возраст участников 2 класс (1-2 класс)
Приблизительная продолжительность проекта  3 недели
Основа проекта
Образовательные стандарты  "Согласно новым образовательным стандартам предметная область ""Окружающий мир"" призвана выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, государством. Вне зависимости от того, по какому учебному комплекту ведётся обучение, в содержание предмета ""окружающий мир"" включено следующее:
Раздел ""Человек и общество"": Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.  Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа."
Планируемые результаты обучения  После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
 - личностные:
осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;
объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);
 - метапредметные :
совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).
- предметные
усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.
знакомство с  некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения сетевого учебного проекта 
Вопросы, направляющие проект 
Основополагающий вопрос  Что делает человека счастливым?
Проблемные вопросы учебной темы  Зачем человеку нужно знать свою родословную?
Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй?
Какую семью мы называем счастливой?
Частные вопросы учебной темы Что такое семья?
Как названия членов семьи вы знаете?
Как составляется родословное древо?
Что мы называем семейными традициями?
Какие традиции есть в твоей семье?
Какие пословицы о семье вы узнали?
Из чего складывается хозяйство семьи?
Какую посильную помощь дети могут оказать взрослым?
Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?
План оценивания
  • до проекта
Формирующее оценивание: Стартовая презентация,
таблица ЗИУ на основе беседы по стартовой презентации
  • в ходе проекта
  • Лист самооценки участия команды в проекте (УП)
  • Лист самоконтроля для задания "Копилка народной мудрости" (УП)
  • Таблица личного участия в проекте каждого участника команды (КП)
  • Таблица "Шаги к успеху в проекте "Моя семья - моё богатство!" (ОП)
  • Семейная викторина (УП)
  • Комментарии к плакатам с девизом счастливой семьи других команд в фотогалерее сайта , взаимооценка (УП)
  • Критерии оценивания страницы презентации (ОП, КП),
  • Критерии оценивания плаката "Счастливая семья" и комментария к нему
*Здесь и далее используются следующие сокращения:
  • ОП - организатор проекта 
  • КП - координатор проекта
  • УП - участники проекта 
  • по окончании проекта
Таблица ЗИУ - заполнение графы “Что мы узнали?” (УП)
Итоговое оценивание страницы презентации "Народные семейные традиции" (КП (взаимооценивание), ОП)
Итоговое оценивание плаката с девизом счастливой семьи (КП (взаимооценивание), ОП)
Подведение итогов в таблице "Шаги к успеху в проекте "Моя семья - моё богатство!" (ОП)
Описание методов оценивания  Стартовая презентация проекта. По данной презентации проводится беседа по проблемным вопросам для выявления первоначальных знаний детей;
Таблица “Знаю - Интересуюсь - Узнал”, дети выполняют парами или малыми группами (4
чел.) заполняет сильный ученик  (1 класс печатными буквами);

Лист самоконтроля для задания "Копилка народной мудрости" (УП) «Копилка народной мудрости» на Stixy.com. Задание выполняется на 2-ом этапе группой "Мудрецы". Требуется подобрать 3 пословицы, используя ресурсы школьной библиотеки или безопасный поиск в Интернете, по теме, данной организатором проекта в таблице "Шаги к успеху". Открыть по ссылке в таблице веб-доску Stixy. Оформить на веб-доске в столбик под названием  своей команды, сохраняя дизайн названия. Важно не повторять пословицы, использованные на  данной веб-доске другими командами. Одну из пословиц нужно проиллюстрировать рисунком, выполненным членом (членами) команды. Свою работу следует по шагам проверять по листу самоконтроля.
Критерии оценивания страницы презентации.
Страница презентации «Народные семейные традиции» в Google-презентации по шаблону. При выполнении и оценке нужно основываться на критерии выполнения страницы презентации.
Критерии оценивания плаката "Счастливая семья" и девиза к нему.
Плакат "Счастливая семья" с девизом счастливой семьи. Это задание выполняется по итогам мозгового штурма. Плакат выполняется детьми в любой технике ИЗО или ИКТ. Необходимо ориентироваться на критерии оценки данного задания.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки  Умение читать (по слогам, целыми словами). Слабочитающим детям могут быть выборочно предложены задания, нетребующие данного умения. Азы работы на компьютере (электронная почта, логин, пароль, умению в любом темпе набрать небольшой текст. Дети, у которых данного опыта нет, могут быть подготовлены во время подготовительного периода.
Учебные мероприятия 10-23 сентября  – координаторы команд и родители знакомятся с материалами проекта.
24-30 сентября   – подготовка участников, знакомство с основными вопросами и ходом проекта, регистрация команды.
1-20 октября    - основной этап проекта.
21-31 октября    - подведение итогов. 
Продолжительность проекта: с  1 октября  по 31 октября 2012г.
Подготовительный этап: с 10 сентября 2012г. - по  23 сентября 2012г., задействованы организаторы и координаторы, с 24 сентября 2012г. - по 30 сентября 2012г. участники проекта;
Основной этап: с 1 октября - по 20 октября 2012г., задействованы организаторы, координаторы и участники проекта;
Заключительный этап: с 21октября по 31 октября 2012г., задействованы организаторы, координаторы и участники проекта.
Подготовка к старту (с  10 сентября 2012г. - по  30 сентября 2012г.):
  Анонс проекта;
 Регистрация  команды;

Старт проекта:
 Стартовая презентация проекта, беседа по проблемным вопросам;
Таблица “Знаю - Интересуюсь - Узнал”, заполнение парами или малыми группами (4
чел.).
I этап «Моя семья» :
«Семейная викторина"
Домашнее задание «Моё родословное древо» выполнение на заготовке (электронный или бумажный вариант) или в свободной форме;
Моделирование родословного древа. По итогам смотра родословных деревьев команда составляет модель семейного древа. Эта модель может быть выполнена по выбору:
  • в форме ролевой игры ("живая" модель), 
  • в виде коллективной композиции из поделок из пластилина, солёного теста, аппликации и т.п. (по выбору) на уроке технологии ("неживая" модель)
Выполненную модель нужно сфотографировать. Команда добавляет фото в новое сообщение.  Гиперссылку на это сообщение  координатор добавляет в таблицу "Шаги к успеху в проекте "Моя семья - моё богатство!""
вопросы и комментарии к этапу на странице этапа, к сообщениям, на странице "Требуется помощь"..
II этап «Семейные традиции» :
    Команда делится на две группы для работы над одним из заданий этапа по выбору;
1-ая группа “Мудрецы” выполняет задание «Копилка народной мудрости» на Stixy.com.
2-ая группа “Знатоки" выполняет задание «Народные семейные традиции» в Google-презентации по шаблону. В группе нужно распределить работу: кто рассказывает о семейной традиции, кто составляет о ней краткий рассказ (текст), кто иллюстрирует в любой технике ИЗО или ИКТ, кто вносит текст в шаблон страницы, кто сканирует (фотографирует) рисунок и т.д.
  Вопросы и комментарии к этапу на форуме.
III этап «Счастливая семья» :
Мозговой штурм  "Счастливая семья" и  визуализация его итогов в сервисе "Облако слов" на Wordle.net. Инструкция по работе с данным сервисом . Проводится мозговой штурм по проблемному вопросу: «Какую семью мы называем счастливой?». Мозговой штурм проводится малыми группами (четвёрками).  После обсуждения по группам проблемного вопроса, детям даётся задание записать слова или словосочетания, отражающие их представление о счастливой семье.
Визуализация итогов мозгового штурма в сервисе "Облако слов" на Wordle.net. Списки слов ( в электронном виде при работе групп за компьютерами) по группам сдаются координатору и вносятся в сервис «облако слов». В результате выделяются наиболее важные слова, характеризующие счастливую семью. Размещение в таблице "Шаги к успеху..." ссылки на получившееся облако слов.
Плакат "Счастливая семья" с девизом счастливой семьи. Это задание выполняется по итогам мозгового штурма. Плакат выполняется в любой технике ИЗО и сканируется (фотографируется)Плакат размещается в фотогалерее сайта "Началка.com".  В комментариях к нему добавляется название команды, а девиз счастливой семьи, соответствующий данному плакату - в заголовке.
Комментирование плакатов других команд в  фотогалерее.
Вопросы и комментарии к этапу на форуме.

Подведение итогов :
Демонстрация коллективного продукта участникам проекта (организатор);
Рефлексия для участников и координаторов проекта.
Подведение итогов в таблице участия команд в проекте (организатор)
Подведение итогов .
Продукты проектной деятельности детей  Продукты учебной деятельности уч-ся:
II этап "Копилка" народной мудрости на Stixy.com
II этап Создание 1-3 страничек для итоговой коллективной презентации "Семейные народные традиции"  по шаблону
III этап Плакат "Счастливая семья" + девиз счастливой семьи в заголовке к плакату, в ярлыках - название команды.
Форма проведения Путешествие на необычном паруснике, который понесёт всех участников по морям новых знаний, откроет новые горизонты. В виде парусника изображены План проекта и Лист самооценки участия команды в проекте.
Правила для участников  Общие правила для участников на сайте Nachalka.com
- Читайте инструкции, пользуйтесь обучалками!
- Смотрите как делают другие и делайте еще лучше!
- Задавайте вопросы!
- Помогайте другим.
- Совершенствуйте работу столько, сколько считаете нужным.
- Делитесь созданным!
- По делам и честь.
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала  Скорректированные цели обучения и задания, работа в парах и группах, адаптированные технологии и поддержка учителя. Учащиеся отвечают устно вместо письменных ответов и тестов.
Ученик, для которого язык преподавания не родной  Учащиеся выражают результаты своего обучения устными ответами вместо письменных тестов. При подключении родителей - скриншот страницы, переведённой на родной язык, или  обучение всей семьи использованию Гугл-переводчика для работы с интернет-сервисами и ресурсами.
Одаренный ученик  Дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала и расширенного исследования на данную и близкие темы. Например, составление более разветвлённого семейного древа, с указанием всех близких родственников,в том числе прабабушек и прадедушек (можно воспользоваться сайтом http://www.myheritage.com/ Моё семейное дерево ); решение логических задач на тему "Семья", публикуемых на страницах подшивки проекта в ходе его проведения.
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта
Оборудование  компьютеры, проектор, принтер, сканер или цифровой фотоаппарат, доступ к интернету
Программное обеспечение  программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты
Материалы на печатной основе  Сборники пословиц и поговорок
В.С.Василевская "Моя родословная"
Другие принадлежности, если необходимо  Размножить на принтере, при необходимости, заготовку для заполнения "Родословного древа".  При этом необходимо учесть количество братьев и сестёр участника.
Информационные источники в Интернете http://znayka.net/poslovicy/detskie-page2.html  Знайка.Net/пословицы
http://www.solnet.ee/sol/009/ps_000.html Детский портал "!Солнышко"/ пословицы
http://posloviz.ru/category/semya Пословицы
http://www.babylessons.ru/genealogicheskoe-derevo-shablon/ Генеалогическое древо.
Web-сервисы  Google-сервисы - создание коллективного учебного продукта (регистрация нужна);
сервис на Stixy.com  - создание коллективного учебного продукта  (регистрация не нужна)
Сервис "Облако слов" на wordle.net
Организация взаимодействия с координаторами команд - страница "Требуется помощь" и комментарии к сообщениям и страницам (личная переписка не нужна - учимся вместе);
- таблица "Шаги к успеху в проекте "Моя семья - моё богатство!" для обратной связи с координаторами команд, для размещения ссылок на материалы;
- итоги этапов в таблице "Шаги к успеху в проекте "Моя семья - моё богатство!";
- подведение и публикация на сайте промежуточных итогов этапов.
Примечания авторов проекта
=